Skip to content Skip to footer

Какое отношение русалки имеют к мифологии? Странный вопрос? Нет. Странным будет ответ: как правило, мифологические существа к мифологии не имеют отношения никакого, реже — весьма отдалённое. Распространённые и укоренившиеся в массовом сознании представления о сверхъестественно, сказочном, мифологическом сформированы литературой прошлого-позапрошлого веков. Конечно, авторы часто (хотя и отнюдь не обязательно) черпали вдохновение из традиционного фольклора, но… после художественной обработки образ уже в любом случае имел мало общего с оригиналом. Более того, по мере распространения грамотности, литературная версия существа вытесняла традиционные представления о нём.

Традиционный же фольклор интересен не только с культурологической точки зрения. В нём всегда присутствует внутренняя логика и своеобразная достоверность, ибо и рассказчик, и слушатель были уверены, что повествование описывает действительные события. И оно не могло включать очевидно фантастические, абсурдные и алогичные элементы. Кроме того, почти всегда в традиционной мифологии можно проследить многослойность. Ведь, традиции менялись. В описании существа, обычно, можно проследить как средневековые, так и более ранние — дохристианские — элементы.

Например, современные представления о русалках восходят к «Русалочке» Андерсена. В которой автор весьма вольно и творчески трактует некоторые элементы западноевропейского фольклора. Традиционные представления европейцев о морских девах нескольких разновидностей были намного богаче. В России же об ундинах, селки и мермайдах в XIX веке вообще не знали. Как следствие, русалка сидящая у Пушкина на ветвях дуба справедливо вызывает озвученное Стругацкими недоумение: как она туда с рыбьим хвостом вообще залезла?

Очевидно, Пушкин представлял себе русалок иначе, нежели Андерсен. Без хвоста. Он-то имел в виду суровую русскую наяду.

Собственно, в русском фольклоре упоминались и русалки хвостатые — фараонки. Каким-то сложным образом произошедшие от египтян, утонувших в Красном море во время преследования Моисея. Но известны они были, исключительно как чудища дальних, неведомых стран. Причём, не тридесятых, а просто удалённых географически. В отечественных водоёмах фараонки не встречались. В них обитали русалки обычного, гуманоидного и, как правило, весьма соблазнительного, как и положено нимфам, сложения. И очень хорошо развитые физически — это всегда подчёркивалось. Бегали, лазали по деревьям и, разумеется, плавали они так, что Маугли обзавидовался бы.

Ходили русалки в натуральном виде или, значительно реже, в белых рубахах. Причём, их манера одеваться имела очевидное объяснение. В традиционном фольклоре многие неуместные в сказках и фантастических произведениях вопросы задаются и получают вполне логичные ответы. Русалки редко носили одежду, потому что она редко у них была. Они же не вели хозяйство и не ткали. Одежду, таким образом, русалки, как и большинство из, например, антропоморфных британских фейри, могли получать только от людей. Что делали время от времени путём воровства. Прочие варианты были затруднены по преимуществу враждебными отношениями между людьми и русалками.

А ещё русалки воровали по деревням еду. Хотя, в основном питались рыбой и дарами леса. И это тоже не шутка. В традиционном фольклоре сверхъестественные существа имеют так много общего с людьми, что возникает вопрос, а могут ли они вообще называться сверхъестественными? Но такой вопрос возникает только сейчас. В старину же русалки, лешие, домовые представлялись вполне естественным и органичным элементом мира. «Не люди» отличались от людей лишь наличием определённых «сверхспособностей».

Русалки, как и типичные фейри, не были подвержены болезням и старению. В холодное время года куда-то пропадали. Вероятно, впадали в спячку в омутах. Они могли как угодно долго оставаться под водой и, как отмечалось выше, очень быстро бегали. Последнее являлось важной особенностью, поскольку какими-либо сверхъестественными способами нападения и обороны они не владели. Только самыми естественными. По этой же причине — для безопасности — русалки редко сидели на ветвях поштучно. Обычно, они появлялись группами. И нападали, полагаясь на численный перевес и внезапность.

Русалки встречались разные: водяницы, лобасты, бродницы, лоскотухи, мавки. Но всё это, скорее, местные названия, а не «подвиды» со строго определёнными свойствами. Разница заключалась в степени враждебности. Как исключение, встречались добрые русалки, показывающие безопасные переправы и спасающие тонущих (особенно, детей). Как другое исключение — злые, утаскивающие на дно всех подряд, если представлялся удобный случай. Правилом же являлись русалки игривые. Нападавшие на людей — не на всех, а только на молодых и привлекательных мужчин, — с интуитивно понятной целью. Позже, когда сверхъестественный мир отделился от реального, превратился в сказку, и сказку пришлось адаптировать для детей, русалки стали пленников щекотать… До этого, вещи назывались своими именами, что, впрочем, влияния на результат не оказывало. Русалки занимались этим только в воде, и жертва, обычно, тонула. Если и не сразу, то… русалок же было много.

В случае появления игриво настроенных русалок старинные наставления рекомендовали воспользоваться палкой, по возможности толстой. Ещё на берегу. Это работало. Мавки разбегались. Но потенциальные жертвы по причинам также интуитивно понятным редко прибегали к данному методу. Водяницы были ещё и очень красивы. Позже, вместо палки стали использовать крестные знамения и молитвы. Но и тут вероятность успеха оставляла желать лучшего.

Распространение христианства привело к реклассификации русалок — изначально являвшихся отечественным аналогом греческих нимф и наяд — в разновидность нежити. Предполагалось, что русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви, внебрачной беременности, или не сложившейся личной жизни. Бросившись в омут, дурнушка могла получить совершенное тело, нестареющее тело и наверстать упущенное… Это многое объясняло.

В сравнительно поздних вариантах появляются и уродливые русалки с очевидными (но скрываемыми под волосами или иллюзиями) признаками немёртвых существ. Тем не менее, перестройка мифа в соответствии с новыми вводными закончена не была, и русалки сохраняли основные черты фейри.

Новые публикации также можно увидеть на Дзен-канале

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top.Mail.Ru