Skip to content Skip to footer

А ПАТЭС в Певеке, кстати, работает. Почему-то, пресса обходит вниманием данный объект. И не только пресса. Даже Гринпис обходит, словно ему не заплатили. Хотя… может и действительно не заплатили. И это, скорее всего, правильно. Ну их.

А ПАТЭС работает. 22 мая «Академик Ломоносов» официально введён в эксплуатацию, а 30 июня, оправдывая букву «Т» в названии, кроме электроэнергии начал подавать в городскую сеть и тепло.

Получилось? В целом, так. Однако, тепло и электроэнергия здесь не при чём. Певекский промышленный район, пожалуй, обошёлся бы и без ПАТЭС. Проблемы имели иное решение. Но «Академик Ломоносов» не столько мобильная энергетическая установка, сколько опытный образец. Концепт плавучей атомной электростанции появился давно. Настало время установить, как то что хорошо выглядело на бумаге, покажет себя в металле, в работе. И на морозе. Теоретические расчёты в данной области малопродуктивны. Требуется практика.

Если в отношении работы и морозов поле для деятельности испытателей ещё велико, то в металле станция существует уже давно. Можно было присмотреться. Присмотрелись. Многовато металла-то оказалось. Поэтому, в 2019 уже началась разработка “Ломоносова 2-ed” — оптимизированного плавучего энергоблока. Планы строительства серии из ещё шести единиц никуда не делись, а лишь отложены и перенесены на ПАТЭС новых проектов.

Что изменится в новой версии? Мощность каждого из двух реакторов плавучей электростанции должна возрасти с 70 до 100 МВт, но при этом водоизмещение уменьшится в полтора раза. Сравнимые с ледоколом габариты «Ломоносова» — 21500 тысяч тонн — создают некоторые неудобства при эксплуатации. Ведь, порты в Северном Ледовитом океане расположены в устьях рек.

Уменьшение водоизмещения и одновременное повышение мощности плавучей АЭС достигается благодаря разделению её на судно-энергоблок и судно обеспечения, на которое переносятся вспомогательные агрегаты. По необходимости эскадра может пополняться и третьим вымпелом — судном-опреснительной установкой. Или теплоцентралью — смотря по тому, что окажется в дефиците на берегу.

Впрочем, проект ещё будет дорабатываться и пересматриваться по результатам испытаний. Например, целесообразность использования для отопления береговых населённых пунктов низкопотенциального тепла — проще говоря, горячей воды, остающейся после охлаждения внешнего контура реактора, — пока под вопросом. Это даровая энергия. Если станция не будет обогревать Певек, она станет обогревать Ледовитый океан. А всё «даровое» обходится слишком дорого. Эффективность и даже возможность подачи тепла на берег зависит от особенностей местной инфраструктуры, сложившейся исторически и в расчёте на другие источники энергии. И под них уже оптимизированной. Хорошая ли это идея — перестраивать её под ПАТЭС — непонятно.

Особенно учитывая, что ПАТЭС в любом случае — решение временное. Так и задумано. Мобильность — преимущество концепции. Источник энергии перемещается туда, где он нужнее. На месте реакторы не перезагружаются, как не перезагружаются в море реакторы подводных лодок и ледоколов. А значит, через несколько лет станция уйдёт на заправку. По этой, кстати, причине и предполагалось сразу строить серию — семь плавучих электростанций. Шесть работают, одна на профилактике.

В конечном счёте так и сделают. Но прежде чем делать лучше думать. Сходу сериями теперь можно строить ледоколы, так как опыт их эксплуатации огромен. И опыт этот появился не сразу. Между спуском на воду первого и второго атомного ледокола прошло 15 лет. Хотя, претензий к «Ленину» тоже, вроде бы, не имелось. Получилось же всё. Работал как задумано. Как и задумано, работая, показал, что стоить атомные ледоколы так не нужно, а нужно по-другому. И как именно «по-другому» тоже стало ясно в процессе эксплуатации.

Пятнадцать лет. Хотя, это был СССР. Хотя, дизельные ледоколы, отличающиеся фактически только силовой установкой, уже давно существовали. Хотя, — приоритет, гонка. Сейчас с этим проще. В ядерной области у России конкурентов нет и гоняться не с кем. Но тогда — были.

А ПАТЭС тоже раньше никто не строил.

Новые публикации также можно увидеть на Дзен-канале

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top.Mail.Ru