Алмазная планета состоит не из алмаза. А из железа, главным образом. Собственно, наличие алмазов в товарных количествах на телах данного класса не обязательно. И даже маловероятно. Тем не менее, алмазные или «углеродные» миры — самые необычные из планет галактики, даже если не иметь в виду странное название. Они радикально отличаются от прочих планет в плане механизма возникновения, строения и условий на поверхности. Что, впрочем, не помешало учёным (причём, голландским, а не британским) показать, что и алмазные планеты могут быть обитаемыми.

Насколько эти миры необычны, можно понять на примере обнаруженной в 3900 световых годах от Земли планеты J1719−1438 b. Массой это тело превосходит Юпитер (что, впрочем, является исключением, —алмазные планеты не обязательно велики), но диаметр имеет все-лишь вчетверо больший земного. Ускорение свободного падения на поверхности данного тела составляет 16g. Состоит же «алмазная» планета, внезапно, из железа и никеля, в недрах тела подвергшихся чудовищной степени сжатия, так что средняя плотность J1719−1438 b оказывается более высокой, чем у ртути.

Причём здесь алмазы, если планета железная? Тайна сия велика есть. Одна из тайн, —у алмазных планет их много. Но предполагается, что поверх состоящей из жидкого железа мантии, такие миры могут иметь кору с очень высоким содержанием углерода. А у поверхности углеродную по преимуществу. И там-то могут быть алмазы. Причём не в форме россыпей, в виде слоя коры. Но могут и не быть. Это неважно. Тут не в алмазах дело.

Алмазная планета J1719−1438 b: Мир рождённый взрывом

Главной особенностью алмазных планет является механизм их формирования. Не из окружающего молодую звезду диска, как у настоящих планет. Не из клочьев коллапсирующей туманности, как у планетоподобных объектов. Алмазные планеты появляются уже после того, как звезда израсходует водород и взорвётся. И годится не любая звезда, а только очень крупная — от 12 солнечных масс. Такая, чтобы при её взрыве образовывался пульсар.

Химические элементы, кроме водорода и гелия, появляются во вселенной в результате взрывов сверхновых. Причём, слабые (по меркам сверхновых) детонации белых карликов производят преимущественно кислород и кремний. Мощные же взрывы обогащают галактический газ в первую очередь железом и никелем. И если карлик при взрыве распыляется полностью, то на месте массивного светила остаются нейтронная звезда или чёрная дыра. И это важные обстоятельства. Кислород и кремний просто разлетаются по галактике. Им уже некуда падать. Чёрная дыра всасывает то, что не было достаточно далеко отброшено (а при взрывах такой мощности рождаются торий и уран). Нейтронная же звезда — тело достаточно массивное, чтобы удержать при себе крошечную часть исторгнутой при взрыве материи. Только крошечную. Но и крохи от 9 солнечных масс железа и никеля — это не шутки. На железный Юпитер — легко хватит.

Алмазные планеты — миры второго поколения, образующиеся в пылевом диске погасшей звезды уже после того, как её первая система будет уничтожена взрывом. От планет первого поколения остаются лишь «досолнечные зёрна» — возрастом превосходящие Солнечную систему капли стекла, которые иногда удаётся обнаружить в составе метеоритов. Новая же туманность, окружающая пульсар, состоит не из водорода и пыли, а из продуктов взрыва. Она именно пылевая. Газа в ней почти нет. Зато, очень много железа.

Далее события развиваются путём почти традиционным. Облако сжимается в диск, который распадается на кольца. В кольцах вещество слипается в планетезимали, планетоиды, затем и планеты. Однако, тела новой системы, в отличие от старых планет, будут различаться лишь массой, но не составом. Звезда не даёт света. Снеговой линии нет, да и лёгкие вещества, способных замёрзнуть, в составе протопланетного вещества уже отсутствуют.

Тем не менее, в состав планет войдут не только железо и никель. Не успевшие выгореть кислород, углерод и кремний смогут разнообразить картину. Присутствовать будут и все остальные химические элементы, причём, лёгких — очень немного, то тяжёлых, таких как уран, окажется многократно больше, чем в составе Земли.

Алмазная планета J1719−1438 b: Мир рождённый взрывом

Как следствие, поверхность алмазной планеты будет выглядеть не так экзотично, как можно было бы ожидать. Дифференциация недр выдавит из ядра углерод и кремний, соединения которых в итоге образуют кору. Внезапно, на алмазной планете может быть и вода. Водород — не то вещество, от которого в космосе так уж легко избавиться даже при желании. Какая-то часть будет захвачена планетой ещё при формировании, ещё сколько-то водорода, образующегося при распаде нестабильных изотопов, даст радиогенный механизм. Главное же, гравитационная яма алмазной планеты так глубока, что и водород из неё никуда не денется.

Неожиданно, расчёты показали, что вода на пульсарной планете может оказаться и жидкой. Не считая огромных запасов внутреннего тепла и парникового эффекта плотной атмосферы (алмазной планете не достанутся ни метан, ни аммиак, но углекислоту она сможет произвести, а азот на ней найдётся уже готовый), пульсар обеспечит её вполне достойным освещением. Правда, в форме рентгеновского излучения. Однако, даже на Земле существуют организмы, способные использовать радиацию во благо себе. Так что, лишённый света, углеродно-железный мир, действительно может оказаться обитаемым.

Другие статьи на данную тему