Skip to content Skip to footer
«Буревестник»: Что такое ядерный ракетный двигатель

Концепция крылатой ракеты «Буревестник» не является революционной. Попытки применить ядерную энергию в ракетной и авиационной технике начались ещё в середине 50-х годов прошлого века. И основное препятствие начинанию было очевидно уже с самого начала. По сравнению с установками, использующими химическую энергию, ядерный реактор достаточно тяжёл. У него, разумеется, есть преимущество, заключающееся в фактическом отсутствии необходимости брать на борт горючее. Но если к весу реактора добавить массу хотя бы минимальной противорадиационной защиты, турбины, превращающей тепло в электрическую энергию, и двигателя каким-то образом превращающего электричество в тягу — окажется, что баки с керосином всё-равно легче.

Тем не менее, работы велись и к концу 70-х прошлого века и в США, и в СССР зашли достаточно далеко. До этапа наземных испытаний ядерного двигателя, вышеуказанных недостатков не имевшего. В ЯРД — ядерном ракетном двигателе собственно реактора нет. Он сам и есть реактор. Ядерная горелка представляет собой решётку из содержащих высокообогащённый уран топливных стержней, охлаждаемую потоком газа. Газ, естественно, нагревается и, вырываясь через сопло, создаёт реактивную тягу. Простенько, надёжно, очень опасно из-за высокой радиоактивности устройства, но — со вкусом. Весить это удовольствие может совсем немного.

Оценив устройство в работе, как военные, так и «космические» заказчики дружно от ЯРД отказались. Проблем ядерный двигатель создавал много, преимуществ в случае применения для решения реально стоящих задач не сулил. Хотя, теоретически, — только если использовать в качестве рабочего тела жидкий водород — от него можно было добиться более высокого, чем у ЖРД, удельного импульса. То есть, экономии горючего. Разгоняясь на 1 км/с, ракета теряла бы 11-12, а не 28% массы, как химическая, выхлоп которой состоит из водяного пара. Ведь, температура — мера средней кинетической энергии молекул. Хотя температура в ядерном сопле выдающихся значений и не достигала, молекула водорода при прочих равных вылетала со втрое большей скоростью, чем молекула воды.

То есть, теоретически — в идее что-то было. Но на практике ЖРД с его запредельной удельной мощностью и низким временем работы оставался оптимальным решением для нужд ракетостроителей. Да и обходился дешевле. Поскольку горючим для ЯРД служил практически чистый, дефицитный в 70-х 235 изотоп урана. Который, к тому же, за время расходования рабочего тела не выгорал даже на 0.01% и, таким образом, просто выбрасывался.

Полвека назад ЯРД оказался невостребованным, так как не подходил для вступивших в эпоху расцвета баллистических ракет. Концепция межконтинентальной крылатой ракеты в то время уже не рассматривалась за ненадобностью.Однако, в наши дни развитие противоракетных технологий поставило эффективность баллистического оружия под вопрос. Способная же двигаться на минимальных высотах крылатая ракета с ЯРД имеет очевидное преимущество. Баки с горючим ей не требуются вообще, поскольку в качестве рабочего тела может выступать забортный воздух. Достаточно пороховых ускорителей на старте (как и всякий прямоточник, ЯРД запускается лишь на скорости около 500 километров в час). Потом ракета преодолеет любое необходимое расстояние без ограничений.

Формально, сравнение удельной тяги ЯРД с ЖРД и даже турбореактивным двигателем окажется не в пользу первого. Однако, предельная скорость ядерного аппарата зависит лишь от соотношения мощности двигателя и лобового сопротивления. А мощность может быть любой, и развиваться как угодно долго, поскольку проблема экономии горючего не стоит. Таким образом, и гиперзвуковая скорость порядка 2 километров в секунду, скорее, является вопросом целесообразности.

И, наконец, проблема радиоактивности… С радиацией просто. В случае использования ЯРД в военных целях, она есть, а проблемы — нет. Ракета же стратегическая. Если её запустили, логично предполагать, что началась ядерная война. Шлейфы от работы ЯРД решительно ничего в общую картину уже не добавят. То же касается и радиоактивного заражения вызванного испарением двигателя в точке прибытия. Ну, правда, — едва ли там это кто-то вообще заметит.

Новые публикации также можно увидеть на Дзен-канале

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии