Skip to content Skip to footer

Среди прочих мифических земель, прочно обосновавшихся в культуре, Атлантида выделяется действительно древней и почтенной историей. Авторство первого варианта легенды принадлежит Платону, — величайшему, вероятно, из философов Древней Греции, мыслителю уважаемому до сих пор и отнюдь не беспочвенно. Есть даже основания полагать, что кроме Атлантиды его перу принадлежит ещё один культовый миф. Поскольку, лишь из произведений Платона человечеству известно о великом Сократе (а это странно, так как произведения представляют его популярной в Афинах фигурой), вполне логично предположить, что и Сократа выдумал тоже он.

В основу античного варианта мифа легли диалоги Платона «Тимей» и «Критий». Чтение которых лицам, Атлантидой интересующимся, я бы, кстати, не рекомендовал. Формально, содержание повестей заключается в изложении событий эпической войны между идеальным «государством философов» — древними Афинами, и Атлантидой, в чертах которой (исключая подробности географического характера) узнаются уже Афины современной Платону эпохи. Фактически же, в них излагаются принципы правильной с точки зрения автора, радикально антидемократической организации общества. Подробности битв, в которых Афинам удалось отразить наступление атлантов на востоке Средиземного моря, опущены. Описанию же самой Атлантиды внимания там почти не уделяется.

Следует отметить, что для современников Платона намёки были прозрачны. К чести афинян, им и в голову не пришло, воспользовавшись случаем, приписать своему полису лишних 9000 лет славной истории. Философа они просто выгнали. За призывы к свержению конституционного строя.

Лишь позже, когда сложная внутренняя политика Афин стала чем-то далёким и невразумительным для читателя, в диалогах он стал отмечать и моменты третьестепенные. В том числе, описание неизвестного царства на острове размером с Ливию за Геркулесовыми столбами. Однако, в древнем мире критичность мышления считалась достоинством, и информация исходящая от Платона подвергалась проверке. И не выдерживала её. Аристотель, основываясь на отсутствии упоминаний в других источниках (не только греческих, хотя по Платону, именно греки воевали с атлантами), признал остров выдумкой. А некий неленивый грек Кратор в III веке до н. э. даже специально съездил в Африку, выяснив, что ни египетские жрецы (от которых персонажи «Тимея» и «Крития», якобы, узнали о событиях древности), ни карфагеняне, владевшие островами Макаронезии, на самом деле, ничего об Атлантиде не слышали.

Но миф не умер. Вернулся он в средние века, когда критичность по отношению к письменным источникам, включая древние языческие, стала котироваться наравне с опасной ересью. Именно за критику Аристотеля пострадал Галилей. Недопустимой стала и критика Платона. Что превратило реальность Атлантиды в доказанный факт. Лишь датировка событий вызывала у средневековых монахов недоумение. Ведь, выходило, что греки с атлантами воевали до сотворения мира. И тогда-то была открыта главная заповедь современной атлантологии: правдой в «Тимее» и «Критии» является только само существование Атлантиды; всё же прочее можно и нужно трактовать произвольно. Почему бы, например, не допустить, что речь идёт о 9000 не солнечных, а лунных лет (то есть, месяцев)? И тогда всё сложится. Атлантида погибла в эпоху Троянской войны.

Современный миф об Атлантиде, впрочем, не тождественен и средневековому. Появился он лишь в 1882 году, когда свет увидела книга Игнатиуса Лойолы Донелли «Атлантида: Мир до Потопа». Книга — первая относящаяся к данному жанру — методом ныне уже классическим выстраивала в единую систему «свидетельств» в пользу существования додревней цивилизации все известные автору мифы, все факты, включая вымышленные, и все загадки, включая и давно разгаданные археологами.

Ссылка на Платона у Донелли присутствовала лишь формальная. Предполагающая, что читатель с первоисточником не знаком. Ибо новый миф очевидно противоречил старому. По Платону, атланты не имели отношения к строительству пирамид, так как никогда Египтом не владели, а древнейшей цивилизацией является именно египетская. Греческая же и атлантическая – одного возраста.

Пример оказался заразительным. С тех пор Атлантиду находили не только на дне Атлантики, но и в Причерноморье, в Румынии, в Антарктиде, в Бразилии, в Англии, на Юкатане и посреди Северного моря. И каждая из версий имеет собственную базу (не убедительных с точки зрения науки) доказательств… И каждый раз возникает вопрос: Атлантида-то тут причём? Это точно не мог быть тот мир, который Платон называл Атлантидой.

Новые публикации также можно увидеть на Дзен-канале

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Nick PL
Nick PL
1 год назад

у вас лакуна в тексте предложения: «В том числе, описание неизвестного царства на острове размером [каким?] за Геркулесовыми столбами.»
поправьте пожалуйста

Последний раз редактировалось 1 год назад Nick PL ем
p s
p s
10 месяцев назад

В тексте имеется неточность: о Сократе известно не только от Платона, но и, например, от Ксенофонта, написавшего «Защиту Сократа на суде» и «Воспоминания о Сократе».

Степан
Степан
6 месяцев назад

Насчёт Сократа явная неправда.
Античные источники о Сократе можно сгруппировать по времени их создания. Первым, кто ещё при его жизни обратил внимание на философа, стал Аристофан. Из одиннадцати дошедших до нас комедий этого драматурга Сократ упомянут в трёх[к 1], причём в одной из них, «Облаках», является главным негативным персонажем. Младшие современники Сократа Ксенофонт и Платон писали об учителе в течение нескольких десятилетий после его смерти. К этому времени относятся сохранившиеся фрагменты так называемых «малых сократиков» Эсхина и Антисфена, а также речи Поликрата против Сократа. В сочинениях Аристотеля, который родился через 15 лет после смерти Сократа, содержится 20 упоминаний философа. «Жизнь Сократа» Аристоксена конца IV века до н. э. содержит весьма тенденциозный текст.

Top.Mail.Ru