Среди ветреных пустошей, над вереском, под низким неспокойным небом иероглифы серого камня. Истёртые временем, потерянные, чуждые нашему миру, заброшенные в него из другой, неизвестной реальности, отделённой бездной веков. Несущие печать вечности обломки забытых эпох, пережившие не одно поколение легенд, в которых уже нет ни капли правды. Но по-прежнему исполненные странной силы и непобедимого величия. Вызывающе трепет даже сейчас. Мегалиты.
Мегалитами («большими камнями»), обычно, именуются доисторические сооружения из огромных каменных блоков, соединённых без применения раствора. Но это определение очень неточно. Значительная часть археологических памятников, относимых к мегалитам, в строгом смысле не являются сооружениями вообще, так как состоят из единственного монолита или нескольких, но никак не соединённых друг с другом плит. Кроме того, камни мегалитических построек совсем не обязательно велики. Наконец, к «мегалитам» зачастую относят и некоторые здания, построенные уже в историческое время, но, либо с использованием циклопических глыб (храм Юпитера в Баальбеке), либо без применения раствора (Мачу-Пикчу в Перу, XVI век).
Что же тогда объединяет мегалиты? Пожалуй, монументальность и ореол тайны. Мегалит — творение ушедшего, зачастую, уже безымянного народа. Это послание из невообразимо далёкого «долегендарного» прошлого. Памятник неизвестному строителю.
Содержание
Вечные камни
Чуждый, сюрреалистический, противоречащий всем известным принципам архитектуры облик мегалитов подпитывает обширнейшую «современную мифологию» полную атлантов, гиперборейев и прочих представителей канувших в Лету высокоразвитых цивилизаций. Но, есть, минимум, две причины не рассматривать подобные спекуляции. Во-первых, вразумительного объяснения появлению мегалитов они, всё равно, не дают. Во-вторых, действительные тайны истории интереснее мнимых.
К простейшим мегалитом, тем самым, которые не могут ещё считаться сооружениями, относятся священные камни сейды и менгиры – вертикально воткнутые в землю продолговатые грубо обработанные блоки, отколотые от скалы. Чуть позже они сменяются ортостатами, отличающимися плоской формой и наличием, как минимум, одной тщательно сглаженной грани, на которой чертились или высекались магические знаки.
Одиночные менгиры и сейды, как правило, служили предметами поклонения. Возле крупнейшего в Англии Радстонского монолита высотой 7.6 метров, к тому же украшенному окаменевшими следами динозавра, приносились жертвы. В равнинной же местности ледниковая глыба всегда привлекала внимание и, вполне вероятно, могла считаться домом духа, либо оружием первопредка. Менгиры помельче, обычно, служили надгробиями вождей. Во всяком случае, именно с этой целью последний из них под камеру был установлен в начале прошлого века в Индонезии. Крупнейшее скопление из 3000 ортостатов – Карнакские камни в Бретани – доисторическое кладбище.
В некоторых случаях менигиры размещались группой, образуя обозначающий границы культового места круг — кромлех. Нередко в центре декоративной ограды обнаруживается выложенная камнем платформа, на которой сжигались тела умерших, либо приносились в жертву животные и пленники. Здесь же могли проводиться церемонии, собрания, празднества и прочие общественные мероприятия. Культы менялись. Кромлехи долговечнее религий.
Не исключено и использование мегалитических сооружений в качестве обсерваторий. Для точного определения положения Луны и Солнца (по тени) требовались незыблемые ориентиры. Расставленные по кругу менгиры выполняли эту роль. Нужно отметить, что и в средние века обсерватории имели сходное устройство.
Уже в древности люди стремились к разнообразию и не боялись экспериментов. Эпохальным шагом вперёд, настоящим прорывом в каменной архитектуре стали таулы – конструкции из большого камня, водружённого на маленький. Затем, появились и трилиты, — арки из трёх камней, — краса и гордость, Стоунхенджа. Скоро, устойчивость и долговечность этих сооружений навела первобытных строителей на мысль о сооружении дольменов – первых каменных зданий в истории человечества.
С дольменами, как впрочем, и остальными простейшими мегалитами, связана масса загадок. Например, их никогда не удаётся связать с какой-то определённой археологической культурой, – то есть, с древним народом, миграции которого отслеживаются учёными по характерной керамике, наконечникам и другим находкам. Камень не выдаёт возраста постройки, и ничего не сообщает о создателях. Определить дату появления дольмена, как правило, можно лишь с точностью до нескольких веков. А за такой срок население страны сменялось не раз. Артефакты же обнаруженные в сооружении и вокруг него ни о чём не говорят, так как известно, что мегалиты, переходя из рук в руки, оставались «в эксплуатации» тысячелетиями.
Изрядно озадачить может и то обстоятельство, что похожие, почти идентичные мегалиты разбросаны по огромной площади – от Кавказа до Португалии и от Оркнейских островов до Сенегала. В связи с этим выдвигалась даже версия о некой «культуре дольменов», представители которой некогда населяли все эти территории. Но гипотеза не подтвердилась. Следов такого народа найдено не было. Более того, обнаружилось, что два одинаковых расположенных рядом дольмена могут различаться возрастом на пару тысяч лет.
На самом деле, сходство дольменов разных стран объясняется тем, что лежащая на поверхности идея закономерно приходила в голову многим людям. Любой ребёнок мог сделать «домик» поставив на ребро четыре плоских камня и положив на них пятый. Либо накрыть ямку в камне плоским блоком («корытообразный дольмен»). Восхитившись своим творением, юный архитектор вырастал, становился вождём и подвигал соплеменников на строительство сооружения уже в натуральную величину.
С определённостью можно сказать одно: появление первых мегалитов связано с переходом населения к осёдлому образу жизни. У бродячих охотников не имелось желания ворочать встреченные во время миграций глыбы. Да и группы людей были слишком малочисленными для осуществления масштабных работ. У первых же земледельцев возможность заняться капитальным строительством появилась. Отсутствовал только опыт. И ничего лучшего, нежели вкопать в землю два камня и водрузить на них третий, им долго не приходило в голову.
Судя по всему, дольмены являлись склепами. В некоторых из них найдены останки сотен людей. Истлевшие кости образовывали слой за слоем и новые могилы выкапывались прямо в образовавшейся массе. Другие дольмены совершенно пусты. Вероятно, за прошедшие тысячелетия кто-то взял на себя труд вычистить их.
Но рано или поздно строительство простых каменных коробок переставало приносить удовлетворение. Дольмен достаточно эффектен для проставления отдельного клана, но маловат, чтобы стать гордостью и культовым центром целого племенного союза. Люди уже хотели большего. Хотя бы, просто, по размеру.
Отдельные дольмены начали соединять в длинный коридор, часто с боковыми ответвлениями. Иногда, строились два соединённых переходами коридора. Естественные плиты трудно было подобрать по форме, и для строительства «стен» стала применяться кладка, как в составных дольменах, либо цельные шлифованные блоки, как в плиточных.
Но и в таком случае строение не казалось достаточно величественным. По этому, поверх «многосерийных» дольменов насыпался колоссальный каирн. Для того же, чтобы пирамида не оседала, по периметру её «подпирали» кольцом ортостатов. Если пояс был не один, получалось что-то подобное зиккурату. О масштабах неолитической гигантомании можно судить уже потому, что подобные сооружения, давно принявшие вид покатых холмов, в новое время десятилетиями эксплуатировались, как каменоломни, прежде чем рабочие обнаруживали внутренние камеры.
Самые внушительные из памятников неолита именуются ныне «коридорными гробницами», либо «мегалитическими храмами». Но одно и то же сооружение могло совмещать функции или изменить их со временем. В любом случае, курганы плохо подходили для совершения ритуалов. Внутри было слишком тесно. По этому, каирны продолжали сосуществовать с кромлехами до тех пор, пока люди не научились строить настоящие храмы, под сводами которых могли бы поместиться не только жрецы, но и верующие.
Эра мегалитов, начавшаяся во времена доисторические, не имеет чётких границ. Она не завершилась, а лишь, по мере того, как совершенствовались технологии строительства, постепенно сходила на нет. Даже в сравнительно поздние эпохи, когда способы возведения арки стали известны, а здания возводились из тёсаного камня и кирпича, спрос на гигантские блоки не исчез. Их продолжали использовать, но уже, как элемент, скорее, декоративный. И даже умея скреплять камни раствором, зодчие не всегда находили нужным это делать. Ведь, шлифованные камни, пригнанные друг к другу, снабжённые выступами и пазами, смотрелись лучше. Наконец, даже необработанная глыба иногда оказывалась к месту. Валун, служащий основанием для конной статуи Петра I в Санкт-Петербурге – типичный мегалит.
Путь в лабиринте
Особую категорию мегалитов составляют плоские каирны – выложенные из небольших камней линии или рисунки. К ней относятся многочисленные «каменные ладьи» — захоронения викингов, выполненные в форме обозначенного валунами контура корабля, и уникальный «каменный орёл» — изображение птицы с распростёртыми крыльями, созданное неизвестным племенем североамериканских индейцев.
Но самые знаменитые плоские каирны – «лабиринты», встречающиеся в Скандинавии, Финляндии, Англии, на севере России и даже на Новой Земле. Ряды камней образуют запутанную, свивающуюся спиралью тропу. Это наименее заметные и, одновременно, чрезвычайно эффектные мегалиты. Ибо лабиринт – мощный символ, сплетающий реальность. Путь в страну духов извилист.
Кто оставил эти каменные печати, неразгаданные знаки на северной, скудной земле? Как и большинство мегалитов, лабиринты анонимны. Иногда их связывают с племенами протосаамов, но сами саамы ничего не знают о спиралях. Кроме того, лабиринты распространены далеко за пределами границ расселения предков этого народа. Отдельное мнение по данному вопросу имеют ненцы, считающие плоские каирны делом рук сиртя – низкорослого коренастого народа кузнецов, давно – задолго до публикации «Властелина колец» — ушедшего под землю.
Башни титанов
Шотландские борхи и средиземноморские нураги – мегалиты относительно поздние, относящиеся уже к веку бронзы. Представляют они собой башни, сложенные из небольших необработанных камней без применения раствора. И то, что многие их этих сооружений, скреплённых лишь весом материала, стоят до сих пор, вызывает огромное уважение к строителям.
Создание борхов приписывается пиктам, а нурагов – шарденам. Но обе версии не бесспорны. Кроме того, от самих этих народов остались лишь имена, данные им иностранными летописцами. Происхождение и обычаи пиктов и шарденов неизвестны. И это ещё более затрудняет разгадку назначения многочисленных (лишь на одной Сардинии было построено больше 30 000 нурагов), но не функциональных сооружений.
Брохи напоминают укрепления, но едва ли использовались для обороны, так как не имели бойниц и не могли вместить достаточное количество защитников. В них не разводили огонь, не жили, не хоронили усопших и не хранили припасы. Найденные же в башнях предметы принадлежат почти исключительно кельтам, столетия спустя заселившим Шотландию и пытавшимся придумать башням какое-то применение. Однако преуспели они не больше археологов.
Хоббичьи норы
Мегалитические сооружения Скара-Брей уникальны в первую очередь тем, что они – жилые. Обычно, люди неолита строили из вечного камня дома только для мёртвых. Но Шотландия в ту пору являлась северным форпостом земледелия. Так что, удивительно низкорослому, меньше пигмеев, народу, решившему обосноваться на этой суровой земле, пришлось окапываться на совесть. Сказывалась и нехватка дерева. «Хоббиты» могли рассчитывать лишь на брёвна, принесённые морскими волнами.
Другая интересная особенность данных мегалитов – в их кладке не много того, что заслуживало бы эпитета «мега». Камни, в большинстве, невелики. Дома явно строились силами одной лишь семьи, неспособной доставить на место и водрузить на сооружение монолитную плиту дольмена. Крыши хоббиты сооружали из дерева и дёрна. Зато, в каждой комнате имелось несколько мегалитов в миниатюре – каменных табуретов и этажерок.
Тайны большого камня
Остается вопрос «как». Как без тяжёлой техники люди доставляли огромные камни, как поднимали их, как обтёсывали? Именно эти загадки вдохновляют авторов альтернативных гипотез. Основой которых, впрочем, является банальное отсутствие воображения. Ибо неподготовленному человеку трудно представить, как варвары каменными орудиями обтёсывают гигантский, не для всякого крана подъёмный блок, и вручную устанавливают его на место. Представить же, как всё это неизвестно зачем неизвестным способом проделывают неизвестно куда подевавшиеся атланты по силам любому.
Но альтернативные рассуждения содержат фундаментальную ошибку. Располагая подъёмными кранами и алмазными пилами, мы, именно, не используем огромные каменные монолиты. Это же не рационально. Сейчас доступны более удобные материалы. Мегалиты сооружались людьми, не способными ещё строить иначе.
Камень, действительно, трудно обрабатывать другим камнем или медью. По этому лишь в век железа строить начали из сравнительно компактных тёсаных «кирпичей». Ведь, чем меньше блок, тем больше его относительная поверхность. Так что, египтяне вовсе не стремились осложнить себе работу, используя для возведения пирамид полутора и двухтонные глыбы, которые, конечно же, нелегко было перевозить и поднимать. Напротив, они облегчали её насколько возможно. Ведь с уменьшением блоков затраты на их изготовление резко возросли бы, транспортные же расходы сократились бы незначительно. Переправлять-то пришлось бы прежний вес. Также рассуждали и создатели мегалитов.
Оценка сложности задачи «на глаз» часто приводит к ошибкам. Кажется, что труд строителей Стоунхенджа был огромен, но, очевидно, затраты на сооружение самых малых из египетских и месоамериканских пирамид были несравненно выше. В свою очередь, на все пирамиды Египта вместе взятые ушло вчетверо меньше труда, чем на один только канал – 700 километровый «дублёр» русла Нила. Это, действительно, был масштабный проект! Пирамиды же египтяне возводили в свободное время. Для души.
Трудно ли было обтесать и даже отшлифовать 20-тонную плиту? Кажется, да. Но каждый крестьянин или охотник в каменном веке за свою жизнь между делом, вечерами изготовляя необходимые инструменты, доводил почти до зеркального блеска около 40 квадратных метров камня. По возможности, выбирая самые твёрдые из горных пород, — обработке откалыванием и шлифовкой о мокрый песок не поддаётся только алмаз.
Сложной представляется доставка огромных камней не только без техники, но и без лошадей, даже без колеса. Между тем, при Петре I фрегаты именно так переправлялись по маршруту будущего Беломорканала. Крестьяне и солдаты тянули корабли по деревянным рельсам, подкладывая деревянные же катки. Причём, груз не раз приходилось втаскивать на многометровые утёсы. В таких случаях приходилось сооружать намёт, а иногда и использовать противовесы в виде клетей с камнями. Но, отдавая приказ, царь, вероятно, думал не долго, так как речь шла об операции вполне заурядной. Испанцам тоже казалось и быстрее, и безопаснее перетаскивать галеоны из Карибского моря в Тихий океан через Панамский перешеек, чем перегонять их вокруг мыса Горн.
Ценную информацию дало исследование мальтийских мегалитических храмов, один из которых был внезапно заброшен в процессе строительства. Всё, что рабочие, обычно, забирали с собой – каменные катки и салазки – осталось на месте. Сохранились даже чертежи, имевшие вид миниатюрного макета сооружения (именно так – по модели, а не по бумаге, строили до XVIII века). Кроме того, на Мальте, а позже и позже и в других богатых мегалитами регионах, были обнаружены «каменные рельсы» — параллельные борозды, оставленные многократным прокатыванием круглых камней под тяжёлыми салазками.
****
Но, всё-таки, не слишком ли велик был труд? Так ли уж нужно было безвестным варварам осложнять свою и без того нелёгкую жизнь доставкой и подъёмом 50-тонных глыб Стоунхенджа? Причём, не выгоды ради, а для красоты, для славы. Понимая, что арки культового центра вполне можно сделать и из дерева.
Жители неолитической Англии думали, что — не слишком. Точно также полагали и римляне, используя в Баальбеке рекордные, немыслимые 800-тонные блоки, хотя вполне могли обойтись и обычными. С ними были согласны инки, вырезая из камня прихотливые паззлы, чтобы собрать из них стены Мачу-Пикчу. Мегалитические постройки поражают воображение даже сейчас. Поражали они его и тогда. Намного сильнее поражали. Своим трудом строители прославляли божество. И, немного, себя. А, учитывая, что цели они достигли, что хотя имена их забыты, слава, пережив рождение и конец многих цивилизаций, гремит сквозь тысячелетия, можно ли говорить, что труд был слишком велик?
Напротив, это было очень экономичное решение.
Другие статьи на данную тему