Skip to content Skip to footer

Большой Сфинкс в Гизе всегда привлекал внимание людей, стремящихся разоблачить ложь «официальной истории». Есть, например, мнение, что египтяне Сфинкса не строили, и что он много старше цивилизации на берегах Нила. Говорят также, что под ним скрывается неразведанная система подземных полостей, и что поверхность стоящего в пустыне гиганта носит следы затопления, — когда-то в далёком прошлом…

Любопытно, что всё это — правда. Сфинкс побывал под водой, и он старше не только Египта, но и человечества. Но это лишь мелкая, маловажная часть правды о Сфинксе. Главное же: никто не знает, что он такое, как, кем и с какой целью был создан.

Теперь по порядку.

Египтяне Сфинкса не строили, потому что его не строил никто. Гигантская (75х20х20 метров) скульптура в действительности представляет собой естественную скалу. Известняковый останец, возникший миллионы лет назад (точнее сказать нельзя, так как его формирование все эти миллионы лет продолжалось) в результате разрушения породы ветрами и… водой. Сфинкс находится в котловине (и это можно видеть на снимках), недалеко от Нила. В историческое время он периодически заносился песком, но в прошлом, совсем недавнем, но уже, всё-таки, доисторическом, котловина могла затапливаться. Это объясняет как следы воды, так и ориентацию колосса с запада на восток — к Нилу. То есть, по направлению потоков, стекающих с гизейского плато, позже застроенного пирамидами.

Как летописные источники, так и проведённые экспертизы позволили установить, что мысль превратить похожую на лежащего льва скалу в скульптуру пришла египтянам за 26 веков до новой эры. Напрягаться подданные фараонов не любили, и обработке подверглась лишь меньшая часть поверхности монолита: верхняя, выступающая часть под ударами долеритовых молотов превратилась к голову, у основания же рабочие высекли лапки и хвостик. Горизонтальные полосы на боках, отражающие слоистость известняка и контрастирующие с гладкими передними лапами, таким образом, не являются частью художественного замысла или следами разрушения. Они всегда там были.

Неизученная, поскольку неинтересная кому-либо, кроме самых горячих сторонников альтернативы «система подземных полостей» — тоже не рукотворна. Небольшие промытые подземными ручьями карстовые полости в массе известняка — это не просто нормально, но и неизбежно. Трещины и мелкие пустоты есть и в самом Сфинксе.

Минимальной обработкой, — а общие затраты труда при создании скульптуры были не выше, чем при постройке 1 километра римской дороги, — объясняется и непропорциональность Сфинкса: маленькая голова, слишком длинное, расширяющееся к нижней части тело. Египетские мастера умели красиво изображать животных и прекрасно знали, как выглядит лев. Но… природе же не прикажешь. Скала походила на льва лишь очень приблизительно.

Правда ли, что Большой Сфинкс старше египетской цивилизации

…Тем не менее, получилось прекрасно. Сфинкс — одно из величайших творений искусства, производящее неизгладимое впечатление до сих пор. И тем более странной в свете этого выглядит главная загадка скульптуры. Что она изображает — вопрос на миллион. Неизвестно даже, как сами египтяне его называли. В историю Сфинкс вошел под названием, данным греками, хотя на одноимённое чудовище из мифологии эллинов — с орлиными крыльями и женской грудью — он совершенно не похож.

Изображения человеко-львов, старшие, чем Сфинкс, известны в египетском искусстве. Но сведений о том, как подобные существа именовались, и об их роли в мифологии не сохранились. Нет оснований полагать, что роль эта являлась важной, да и лев с головой фараона едва ли тождественен льву просто с человеческой головой. Сфинкс, очевидно, имел некое культовое значение, между лап его даже располагалась часовня. Возможно, посвящённая богу Ра. В эпоху Нового Царства Сфинкс стал считаться испостасью Гора. Однако, в прочих случаях эти боги в облике человеко-льва не изображались.

Непонятно также, чья, собственно, голова на плечах у Сфинкса. Искусствоведы уверены, что это не некое абстрактное «человеческое лицо», а портрет. И долгое время считалось, что это — портрет фараона Хефрена, в правление которого Сфинкс, скорее всего, был создан. Однако, экспертиза доказала обратное. Сфинкс — точно не Хефрен, следовательно, не фараон и, внезапно, даже не египтянин, а эфиоп или нубиец по происхождению.

Наконец, со Сфинксом связана и техническая загадка. «Фараонская борода» скульптуры, ныне хранящаяся в Британском музее, не являлась частью скалы. Каким-то образом египтяне, изготовив это деталь отдельно, умудрились поднять её и прикрепить к голове статуи снизу. В настоящий момент лицо Сфинкса слишком разрушено, чтобы можно было понять, как они это проделали.

>>>> ПРОДОЛЖЕНИЕ

Новые публикации также можно увидеть на Дзен-канале

Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Nick PL
Nick PL
1 месяц назад

На фото сфинкса которым вы иллюстрировали статью отчётливо видны вертикальные полосы на стенках канавы вокруг сфинкса. Как эти борозды смогли образоваться если большую часть исторического периода сфинкс был засыпан песком пустыни? Что думаете вы? Что говорят по этому поводу египтологи, геологи, климатологи? Надеюсь вас не затруднит ответ

1434480247_piramidy-03.jpg
Nick PL
Nick PL
1 месяц назад

А вот старое фото сфинкса 1900-1920гг

Сфинкс. Гиза, Египет. 1900-1920..jpg
Top.Mail.Ru