Содержание
Десять связанных с военным делом заблуждений
Прежде чем вступить в рукопaшный бой боец спецнaзa должен потерять aвтомaт, пистолет, нож, поясной ремень, лопaтку, бронежилет, кaску. Затем, нaйти ровную площaдку, нa которой нет палок и камней. Наконец, встретить нa ней другого тaкого же раздолбая. И только после этого он может вступить в рукопашный бой!
Капитан Очевидность
Японские летописи гласят, что специально обученный самурай мог плыть в полном вооружении, благодаря мощным круговым движениям ног сохраняя вертикальное положение тела и погружаясь не более чем по грудь. Что позволяло ему в процессе преодоления водной преграды ещё и стрелять из лука. Но специально обученный ниндзя всё равно убегал от него пешком по тем же самым водам… Таким образом, восточная мудрость учит нас, что, хотя в военное время значение косинуса и может достигать четырёх, злоупотреблять такими методами без крайней нужды не стоит.
1. Атака толпой
![Катана, которую не видел никто](https://paleontol.ru/wp-content/uploads/2021/12/troya-1024x576.jpg)
Самое, возможно, абсурдное из связанных с военным делом заблуждений, – весело бегущие на врага толпы орков, ахейцев, шотландских горцев, – вообще любых носителей мечей и высокого пафоса эпических саг. Миф укоренился глубоко, и атаку гурьбой можно видеть не только в откровенно антиисторических голливудских кинолентах, таких как «Троя» или «Гладиатор», но и на страницах произведений стремящегося к максимальному реализму Джорджа Мартина.
Легко догадаться, что в основе заблуждения лежит опыт войн начала-середины прошлого века, когда пехота, действительно, вынуждена была преодолевать расстояние до окопов противника в максимальном темпе, – чтобы свести к минимуму потери от вражеского огня. Но ещё в позапрошлом веке вопрос таким образом не стоял. В период Наполеоновских войн лишь 30% солдат погибали от пуль и ядер. Наиболее действенным оружием являлся штык. Соответственно, гренадёры шли в атаку плотными колоннами.
В доогнестрельную эпоху у воина было ещё меньше причин торопиться на встречу с врагом. Зато, имелись веские основания наступать не спеша. Ибо, во-первых, бегать в доспехах, да ещё и с десятикилограммовым щитом на плече, – удовольствие ниже среднего, а дыхание и силы требовалось сохранить для рукопашной схватки. Во-вторых, невозможно бежать в плотном строю. А бойцу, оторвавшемуся от товарищей, предстояло бы в одиночку сразиться с несколькими противниками, имеющими к тому же возможность обойти его с флангов и с тыла. И хотя древние легенды гласили (а современные гласить продолжают), что для настоящего героя и полсотни врагов – не проблема, желающих на собственной шкуре проверить, сколько правды в преданиях, находилось очень немного.
2. Неотразимые стрелы
![Катана, которую не видел никто](https://paleontol.ru/wp-content/uploads/2021/12/indians-768x1024.jpg)
Не менее распространённый миф связан с эффективностью лука. И здесь уже дело не ограничивается художественной литературой и кинематографом. Ещё в начале этого века не редки были популярные публикации, по мнению авторов которых опытный средневековый лучник с пятисот метров поражал яблоко мишени, причём с двухсот метров стрелы пробивали любые доспехи. На основании чего делался вывод о превосходстве длинного лука над фитильным мушкетом и фузеёй с кремнёвым замком. И о банальной лени, препятствовавшей воинам нового времени упражняться в натяжении тетивы. С целью достижения легендарного, позволяющего игнорировать законы физики, мастерства средневековых лучников.
Но игнорировать законы физики невозможно. С тетивы средневекового лука стрела срывалась со скоростью не больше 50 м/с, и от мастерства стрелка этот показатель никоим образом не зависел. А когда знаменитые MythBusters – «разрушители легенд» – решили проверить, действительно ли можно отбить стрелу мечом, как это делают супербойцы в фэнтези, с задачей без особого труда справились все испытатели, и независимо до дистанции. В индивидуальном бою лук оказался совершенно бесполезным!.. Что и подтверждается отсутствием в анналах истории упоминаний о поединках на луках. Зато в них упоминается популярная в Новгородских землях молодецкая потеха, заключавшаяся в ловле руками падающих на излёте стрел.
Помимо этого, стрела старинного лука вылетала под углом к плоскости движения тетивы (этот недостаток был устранён в конструкции арбалета и современного спортивного лука). Как следствие, при большом натяжении древко изгибалось, пружинило, и снаряд, взмахнув оперением, отклонялся в строну. В какую именно, – это тоже не зависело от искусства стрелка. Опытный лучник лишь знал, что пускать стрелы он может либо точно, либо же сильно и далеко.
В реальности, короткий лук с небольшим натяжением являлся очень удобным оружием для охоты на мелкую дичь. Длинный же и мощный боевой лук предназначался для неприцельной стрельбы навесом. Эффективность залпов не выдерживала никакой критики, и какой-то урон лучники могли нанести врагу, только длительное время расстреливая его с укреплённой позиции.
3. Длинный меч
![Катана, которую не видел никто](https://paleontol.ru/wp-content/uploads/2021/12/ricary-1024x576.jpg)
Много легенд связано с рыцарским мечом. Вполне предсказуемо, и глубоко ошибочно, это романтическое оружие считается средневековым аналогом шпаги. И авторы принуждают своих героев носить мечи на поясе, игнорируя очевидные соображения удобства и целесообразности. А также историческую правду, согласно коей, длинный прямой меч, действительно, являлся оружием истинно рыцарским. То есть, чисто кавалерийским, предназначенным для использования в комплекте с лошадью. Причём, мечи XV века, – а со времён литературной обработки повести о короле Артуре именно относящийся к этой эпохе антураж лежит в основе классического фэнтези, – не только не предназначались для постоянного ношения, но и не годились для этой цели. На закате рыцарской эпохи мечи стали настолько длинными, что ножны крепились к седлу.
Но и в раннем средневековье, когда габариты оружия ещё не вышли за пределы разумного, мечами перепоясывались лишь перед боем. В остальное же время рыцарь обходился куда более практичным кинжалом. И дело тут не только в размере. Просто, искусство фехтования, – в том виде, в котором оно дошло до наших дней, – возникло лишь на рубеже XVI-XVII столетий. До этого момента отсутствовали технические предпосылки. В силу особенностей ковки рыцарский меч был туп, как валенок. Для внезапных ударов от кисти или от локтя он не годился. Рубить приходилось с размаху, полностью раскрываясь, а значит, в бою на мечах без доспехов и щита было не обойтись.
4. Топор войны
![Катана, которую не видел никто](https://paleontol.ru/wp-content/uploads/2021/12/tomahauk.jpg)
Трудно представить викинга без тяжёлой, предпочтительно обоюдоострой секиры… Но рано или поздно это придётся сделать. Поскольку разбойники из норвежских фьордов редко применяли топоры для нанесения врагам тяжких телесных повреждений. Топор – необходимый, а в старину и фактически единственный, инструмент для обработки дерева. Без него не построить корабль. В бою же он для пешего воина неудобен. Секирой невозможно размахивать в плотном строю или на тесной палубе без риска задеть своих. По этому, рядовые викинги бились копьями. Предводители же, по статусу обязанные вступать в поединки с вражескими вождями, вооружались тяжёлыми мечами или тесаками. Боевые топоры с широким лезвием тоже были известны скандинавам, но встречались как исключение.
Широко применяла секиры рыцарская конница, ибо всаднику есть где размахнуться, а сверху, с коня, удобно наносить сокрушительные удары. Редко встречались без топора за поясом и кряжистые бородачи, легко впадающие в ярость, носящие цветные колпаки и знаменитые пристрастием к пиву… Нет, не гномы, а реальные средневековые рудокопы, – колоритный образ подгорного племени возник не на пустом месте. Но в ярость шахтёры впадали лишь по праздникам, если денег не пиво не хватало, в рабочие же будни топорами они заготавливали балки для крепления сводов и топливо для плавильных печей.
Тем не менее, вооружение топорами гномов – большая ошибка. Ибо в бою на секирах рост имеет не меньшее значение, чем сила. Конечно, мифическому народу можно простить некоторые странности. Но речь не о гномах, а об авторах. То или иное оружие выбирается воином из соображений целесообразности, а вовсе не в силу традиции.
5. Бесполезные доспехи
![Катана, которую не видел никто](https://paleontol.ru/wp-content/uploads/2021/12/armor-813x1024.jpg)
Отношение к доспехам в фантастической литературе двойственное. Иногда рыцари не снимают латы даже на пиру… Но такое, допустим, ещё можно объяснить обетом, данным в честь прекрасной дамы. В реальности рыцари иногда давали настолько странные обеты, что наутро и сами поверить не могли. Однако обет не снимать доспехи кажется слишком уж большой жертвой. Ведь железные саботоны с огромными позолоченными шпорами не подходили для пешего передвижения.
Чаще, впрочем, отношение к защитному снаряжению оказывается скептическим, и трудно понять с какой целью панцири в данном неверленде вообще носят. Ведь, броня не только пробивается стрелами и разрубается мечами, но сильно стесняет движения. В результате, герой сражающийся налегке (причём, одним лишь мечом, без щита) получает очевидное преимущество.
Подвижность, без сомнения, очень полезна. Но у брони есть свои достоинства. В частности, её ношение делает предсказуемыми атаки противника, вынужденного наносить удары или очень сильные, или же нацеленные в неприкрытые доспехами места. Теоретически трудно обосновать которые из преимуществ ценнее, но на практике воины последовательно отдавали предпочтение защищённости. И даже когда тяжёлые мечи ушли в историю, и наступила эпоха шпаг, под сорочками дуэлянтов регулярно обнаруживались кольчуги или кирасы.
Женщины же перед поединком (в XVII-XVIII столетиях явление нередкое) иногда и вовсе обнажались до пояса. И не для эпатажа, а потому, что в бельё знатных дам тогда интегрировался металлический корсет. Шпаги при ударах о «бронелифчик» ломались или гнулись. Но танцевать он не мешал.
6. Окопная война
![Катана, которую не видел никто](https://paleontol.ru/wp-content/uploads/2021/12/japan-1024x830.jpg)
Много заблуждений связано и военной историей не столь удалённых эпох. Просмотр кинолент посвящённых великим войнам прошлого века, недавним локальным войнам, и даже кампаниям грядущего – против пришельцев и роботов, – подталкивает к мысли, что армии состоят преимущественно из пехоты (танкисты и лётчики есть, но их меньше), а солдаты либо с автоматами наперевес прочёсывают заросли, либо сидят в окопах в ожидании вражеского наступления.
Сидят в окопах и ходят в атаки бойцы стрелковых (ныне мотострелковых) рот. В 40-х годах прошлого века стрелковые подразделения составляли 12% от общей численности армий. Теперь ещё меньше. Кроме пехоты, на передовой могут располагаться миномётчики и расчёты противотанковых средств. Но, с другой стороны, в каждый отдельный момент лишь меньшая часть стрелков находится на переднем крае. Одни отряды стоят в резерве, другие перебрасываются, третьи отводятся для отдыха, переформирования и пополнения.
Даже если не принимать во внимание ротацию и приплюсовать к стрелкам артиллеристов, расчеты ПВО и экипажи боевых машин, выйдет, что лишь четверть солдат участвует в сражениях. Львиная доля военнослужащих занята выполнением необходимых, но не связанных с вооружённым насилием работ: одни строят полевые дороги, другие водят по ним грузовики, потом третьи эти грузовики чинят, а четвёртые оформляют списание. И такое разделение труда сложилось отнюдь не в новое время. В Великой Армии Наполеона на одного солдата приходилось пять возчиков и рабочих. Огромным было количество нонкомбатантов и в рыцарских, и в древних армиях. Другой вопрос, что в прошлом вспомогательный персонал не носил униформу.
7. Эффективность стрелкового оружия
![Катана, которую не видел никто](https://paleontol.ru/wp-content/uploads/2021/12/tanki-1024x576.jpg)
Основываясь на обширном материале кинематографа можно заключить, что боевые действия сопровождаются интенсивной стрельбой из автоматов и пулемётов, что выпущенные пули достаточно регулярно попадают в цель, и что именно пехота наносит основной урон врагу. Статистикой, однако, данные выводы подтверждаются лишь в отношении первого пункта. Да и то, частично. Стрелковое оружие является основным для незначительного меньшинства солдат, и используется довольно редко. Ибо ещё в XVII столетии был отмечен удивительный факт: расход снарядов на ствол в артиллерии больше, чем у мушкетёров. Потому что пушки бьют намного дальше, и противник куда чаще оказывается на расстоянии выстрела.
Последней войной на полях которой стрелковое оружие ещё играло заметную роль была Первая Мировая. Примерно четверть потерь наносилось пулями. Но опустошения в рядах врага производили почти исключительно длинные очереди станковых пулемётов. Позже значение пулемётов снизилось, к снарядам же и минам добавились авиационные бомбы, так что «стрелковые» потери стали несущественными на фоне артиллерийских. Причина вполне очевидна. Пули угрожают солдатам только на передовой, где находится лишь 5% живой силы. Артиллерия же и авиация перепахивают и прифронтовую полосу, и даже глубокий тыл.
Увеличение скорострельности индивидуального оружия во второй половине прошлого века предсказуемо привело к малопродуктивному росту расхода боеприпасов. В 70-х годах для того чтобы вывести из строя одного пехотинца, уже требовались 40-50 тысяч пуль (включая выпущенные снайперами и танковыми пулемётами)… Но это, разумеется, не означает, что стрелковое оружие бесполезно. Просто, назначение его заключается преимущественно в ведении заградительного – препятствующего передвижениям противника – огня.
8. Катана – лучший меч
![Катана, которую не видел никто](https://paleontol.ru/wp-content/uploads/2021/12/iwojimaflag-1024x824.jpg)
После пулемётов, возвращение к мечам может показаться странным, но в том то и дело, что великими воинами самураи стали лишь во второй половине прошлого века. Тогда же воссияла и слава японских мечей. Да так воссияла, что далее игнорировать эту тему невозможно. Катана не называется по имени, но легко узнаётся в заплечном мече Геральта из «Ведьмака» Анджея Сапковского. Причём, видно, что смысл такого выбора оружия неясен и самому герою. Геральт фехтует своим мечом, как саблей.
Несравненные достоинства японских мечей (как и их носителей – самураев) удивительно долго скрывались от науки. При первой встрече в XVI веке японцы не показались португальцам грозными воинами, относительно же катан отмечалось лишь, что техника местных кузнецов примитивна, а сталь хуже европейской (данное обстоятельство, кстати, упоминается к кинофильме «Горец»). Много позже, – после поражения в русско-японской войне 1904-05 годов – царское командование глубоко впечатлилось качествами 6.5-мм винтовки «Арисака», но совершенство японского холодного оружия, как и мастерство, с которым низкорослые островитяне владеют им, на поле боя отмечены не были.
О доблести самураев и сверхъестественной ловкости ниндзя известно из классической японской литературы… Но западный читатель очень поздно познакомился с ней. И во время войны на Тихом океане, американцы поняли лишь, что драться японцы хоть и любят, но не умеют. Всегда стремясь завязать рукопашный бой, они неизменно проигрывают его с разгромным счётом.
Тем не менее, именно тогда-то японские мечи обрели мировую известность. Попадая в Европу и Америку в качестве трофеев, они привлекали внимание необычной формой клинка и рукояти. Но офицерские катаны, ковавшиеся в годы войны поточным способом из прозаической трамвайной рельсы, и качеством обладали соответствующим…
В прочем, со слов самих японцев, кроме тех, трамвайных, существовали мечи, разрезающие проплывающий по воде лепесток цветка. Таким клинком настоящий мастер с одного удара отсекал ствол пулемёта!.. Теоретически, это возможно. Но доказательства реальности «настоящих» катан пока не предъявлены.
9. Стрельба по-македонски
![Катана, которую не видел никто](https://paleontol.ru/wp-content/uploads/2021/12/m1912-1024x768.jpg)
Стрельба одновременно с двух рук (в особо тяжёлых случаях, даже из двух пистолетов-пулемётов очередями) чрезвычайно популярный трюк в кинематографе. Ибо выглядит это действительно шикарно. Но не всё то золото, что блестит. И хотя в первой половине прошлого века такой метод стрельбы практиковался, огонь из двух пистолетов разом открывался лишь в строго определённых ситуациях.
Парами пистолеты в эпоху кремнёвого замка, а также револьверы в эпоху замка капсюльного, носили потому, что в бою оружие не перезаряжалось. И стрелок мирился с неудобствами, таская с собой второй револьвер, и пускал его вход, опустошив барабан первого. Возможность стрелять с двух рук одновременно появилась в конце XIX столетия вместе с самовзводными револьверами и автоматическими пистолетами, обладающими умеренной отдачей.
Конечно, вставал вопрос, зачем это нужно, ведь «македонский» способ сводит шансы поразить цель к минимуму. Но у сыщиков, агентов спецслужб, террористов и гангстеров имелся ответ на этот вопрос. Ураганная пальба куда попало ошеломляла и загоняла в укрытия даже численно превосходящего противника, не позволяя ему перемещаться. Позже, для заградительного огня стали использоваться малогабаритные пистолеты-пулемёты.
10. Рукопашный бой
![Катана, которую не видел никто](https://paleontol.ru/wp-content/uploads/2021/12/rgd-1024x768.jpg)
Антураж космоопер, в котором лазерное оружие неизменно соседствует с мечами, не высмеивал только ленивый. Хотя, смешного тут мало. Даже в реалистических картинах ожесточённые перестрелки то и дело сменяются живописными рукопашными схватками. Не обязательно на мечах. Тут чаще наблюдается иной, но не менее примечательный, конфликт со здравым смыслом. Герой отбрасывает разряженный пистолет и далее принципиально дерётся голыми руками. Хотя тот же самый пистолет, – почти килограмм твёрдого железа, – способен придать его ударам куда большую убедительность.
С точки зрения психологии легко понять стремление создателей «Звёздных войн» к объединению романтики космоса с романтикой рыцарских поединков. Кроме того, мечи – это не только красиво, но и удобно. Герой и главный злодей одновременно помещаются в кадр. Что стало бы проблематично, если б они выясняли отношения по-взрослому, при помощи настоящих мужских игрушек. Тем не менее, владение приёмами рукопашного боя действительно актуально лишь для бойцов полицейского спецназа, – им-то и гранат настоящих не дают, только шоковые. На войне же сближение с противником «на длину клинка» крайне маловероятно. Даже в Первую Мировую штыками и саблями, тогда ещё не считавшимися оружием устаревшим, наносилось лишь 2% потерь.
****
Искусство отражает реальность творчески. С явным, понятным и отчасти простительным перекосом в сторону зрелищности и драматизма. Но оправдать данными соображениями можно далеко не все ляпы. Например, тяжело и мрачно сближающиеся фаланги ахейцев и троянцев смотрелись бы не только убедительнее, но и выигрышнее, чем бегущие и вопящие толпы. И не слишком ли много пуль выпускают герои «Матрицы», прежде чем перейти к конструктивному мордобою? Call of Duty и S.T.A.L.K.E.R доказывают, что даже в Матрице нельзя потратить столько боеприпасов в пустую, и остаться в живых.
Другие статьи на данную тему
Стрельба по-македонский — это не стрельба залпом с двух рук. Это бой с использованием оружия в двух руках, причём стрельба идёт навскидку.
Залпом смысла бить нет, стрельба должна быть точной.
И да, с возникновением компактных ПП такая стрельба практически потеряла смысл.
Про Звёздные войны почитайте информацию. Вдохновением для Джорджа Лукаса были японские фильмы. Естественно «Три негодяя в скрытой крепости» , но и другие тоже. Так что мечи там не из-за некой выдуманной вами психологической мотивации, а конкретно из-за источника вдохновения.