Skip to content Skip to footer

Дороги у нас в порядке. Что касается дураков, то — да. Это проблема. Не то, чтобы их много, — дураков везде слишком много. Это их фундаментальное свойство. Но наш, российский вариант дурака необычно злобен. И, увы, часто хорошо образован. А ничто так не усугубляет природную глупость, как образование. Получивший хорошее образование дурак приобретает бонус +100 к апломбу и говорит глупости, ссылаясь на классиков. Но дураком-то остаётся. Как следствие, изобретать оригинальные глупости неспособен, и вынужден пользоваться уже готовыми.

А вот что касается дорог, то это и есть готовая, типовая глупость. С ними всё хорошо. И всегда было хорошо. В том числе и во времена, когда шутка про дураков и дороги ещё не наступала себе на броду. Ибо вынесение здравых оценочных суждений о хорошем и плохом предполагает учёт объективных факторов.

В нашем случае главный фактор — низкая плотность населения. Она вдесятеро меньше европейских стандартов, даже если иметь в виду ту часть страны, которая вообще как-то населена. Соответственно, создание аналогичной по качеству инфраструктуры в России требует примерно в такой же пропорции больших на душу населения затрат. Что в общем случае не реально. Хотя, в частных случаях — да. Реально. И наблюдается.

В радиусе 100 километров от Москвы плотность населения, с учётом самого мегаполиса, как в Бенилюксе. И дороги примерно как Бенилюксе. Хотя и распределены менее равномерно, так как и население в основном сосредоточено в одном городе. Дорога же между городом Мухосранск N-ской области и деревней Большие Грязи хорошей не будет. Никогда. Если это по счастливой случайности не участок федеральной трассы, связывающий крупные агломерации. Потому что, грязевцам не по средствам оплачивать строительство и содержание хорошей дороги. А никому, кроме них, она просто не нужна.

По этой же причине в деревню Грязи никогда не проведут газ. Потребителей мало, и прокладка трубы не окупится. Экономически целесообразнее возить газ в баллонах. Кроме того, трубу, как и дорогу, прокладывать бессмысленно даже в порядке благотворительности, потому что и самой деревни скоро не будет. Деревни в российском понимании — как поселения земледельцев — не должны, исходя из общего развития страны, существовать, как минимум, уже полвека. Но в советское время производительность труда в сельском хозяйстве очень сильно отставала от производительности труда в промышленности. В результате, в этой отрасли было занято 20% работающего населения. Но с тех пор производительность выросла на порядок, и набрать земледельцев на целое поселение — не реально. Максимум, на хутор — ферму.

Есть другой вариант деревни — пригородное поселение, ибо сельская жизнь имеет весомые преимущества. Но только если за полчаса-час до города можно добраться, чтобы заработать или потратить там деньги. Пригородные поселения растут как грибы, и с дорогами к ним всё в порядке, но если при европейской плотности населения они могут строиться везде, то в России — лишь локально. Там где город есть. Причём, упомянутый Мухосранск не подходит. Это не город, а недоразумение. И его тоже скоро не будет. Когда-то он был построен, чтобы поселить заводских рабочих. То есть, изначально как нечто долговременное не рассматривался. Странно ожидать, что соображения, по которым существование завода с большим число занятых экономически оправдано именно в данной точке на карте, сохранят актуальность более, чем несколько десятилетий. Возможно, но маловероятно. Так что, и Мухосранск обречён. Государство не обязано и не будет поддерживать его существование искусственно. В Соединённых Штатах, например, ветрами перемен сдуло Детройт и ещё несколько миллионников «ржавого пояса». У нас такого треша нет, и ладно.

Повышение требований к качеству и развитию инфраструктуры в условиях низкой плотности населения ведёт, и далее — по объективным причинам — будет вести к нарастанию неравномерности распределения населения. То есть, к сосредоточению подавляющей части людей в крупных агломерациях, где плотность на квадратный километр окажется по российским меркам огромной, а по мировым — обычной. И дороги в пределах этих агломераций будут, как сейчас, — отличными даже по европейским меркам. А за пределами, не считая связывающих крупные города трасс, — будут, как и сейчас, — по обстоятельствам. Исходя из соображений разумного баланса между наличествующими ресурсами и практической целесообразностью. Да! Этот баланс наверняка не устроит тех, кто попробует по сбалансированной дороге — флаг им в руки! — проехать. Но это всегда была, есть и будет их субъективная точка зрения.

Иллюстрацией принципиального различия между субъективной и объективной оценками может служить состояние дорог в СССР, — чудовищное с точки зрению любого, кто пытался пользоваться ими. Однако, чудовищное лишь субъективно. Объективно же, дороги соответствовали тем требованиям, которые к ним предъявлялись. В СССР не было автострад… но автострады нужны там, где легковой автомобиль из роскоши превращается в средство передвижения. В Германии автомобильные дороги понадобились только в 30-х, по этому их строительство часто ассоциируется с приходом к власти Гитлера. В СССР же распространение личного автотранспорта ограничивалось (привет Грете Тумберг!) искусственно, и до самых последних дней основное внимание уделялось развитию (салют Грете Тумберг!) железнодорожной сети. К которой, как следствие, претензий ни у кого не возникало. Только после того, как автомобили стали общедоступными (капут Грете Тумберг!), объективно дороги стаи плохими. Но объективно существующие проблемы имеют тенденцию быстро решаться там, где их решение по объективным причинам целесообразно и возможно.

Новые публикации также можно увидеть на Дзен-канале

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
ромб
ромб
3 лет назад

«Так что, и Мухосранск обречён.»
Как знать. Кто бы мог подумать во времена противостояния Галича и Владимира что Мухосранск под названием Москва пойдёт так далеко.

Евстигнеев Сергей
Евстигнеев Сергей
3 лет назад
Ответить на  ромб

К каждому нынешнему Мухосранску предлагаете провести 16-полосную автостраду? Вдруг столицей станет через пару-другую сотен лет.
Ну, если за Ваш счёт. То почему бы и нет

Nick PL
Nick PL
2 лет назад

Игорь Край, у вас хорошо с чувством юмора. Спасибо Гретте Тумберг! 🙂

Евгений Б.
Евгений Б.
11 месяцев назад

>> Дороги у нас в порядке.
 
— пишет автор, после чего сам же добавляет, что «В нашем случае главный фактор — низкая плотность населения. Она вдесятеро меньше европейских стандартов…» и потому аналогичные дороги у нас будут строить в 10 раз дороже.
Казалось бы, отсюда можно сделать вывод, что для нас автомобильный транспорт как основной – вообще плохая идея, и что советский подход, при котором «основное внимание уделялось развитию (салют Грете Тумберг!) железнодорожной сети» был в принципе правильным. Но автор этот вывод не делает. Не рассматривает он и возможные подходы к строительству междугородних магистралей, а сразу переходит к местным дорогам. Ну ок.
 
>> Дорога же между городом Мухосранск N-ской области и деревней Большие Грязи хорошей не будет.
 
Что значит «хорошей»? Грунтовая дорога тоже может быть неплохой, если её разровнять и озаботиться дренажем. А если её гравием засыпать, то ещё лучше. А почему у нас дренаж через одно место? А потому, пишет автор, что «грязевцам не по средствам оплачивать строительство и содержание хорошей дороги. А никому, кроме них, она просто не нужна». Короче, государство вам ничего не обещало, как обычно.
 
>> Экономически целесообразнее возить газ в баллонах
 
 Или топить не газом, а местным твёрдым топливом, или извлекать газ из них. Но автору альтернативные варианты неинтересны (Хотя баллонный газ удобен в том смысле, что на нём удобнее готовить, а не топить; готовка вообще занятие особое).
 
>> самой деревни скоро не будет.
>>Мухосранск обречён. Государство не обязано и не будет поддерживать его существование искусственно.
 
Понятное дело, государство вам ничего не обещало, и вообще, ничего не должно быть в государстве, кроме Трубы и 15 миллионов человек, её обслуживающих. И ещё пары десятков миллионов счастливчиков, пробившихся в мегаполисы.
 
>> к сосредоточению подавляющей части людей в крупных агломерациях, где плотность на квадратный километр окажется по российским меркам огромной, а по мировым — обычной.
 
Понятное дело, русские должны жить как индусы в Бомбее, а землю отдать за бесценок ТНК. И кучковаться в агломерациях в роли прекариата с поденной оплатой, потому как без промышленности и сельхоза (а значит, и ненавистных автору деревень Грязи и Мухосрансков) достаточной занятости не будет. Остаётся только рента, скуднеющая вместе с природными ресурсами. Но зато будем жить как белые люди в мегаполисах, заодно и подставляясь под возможный ядерный удар со стороны белых людей.
А как будут чувствовать себя мегаполисы после того, как газок и нефть-матушка истощатся? А заодно и «высокая производительность сельского хозяйства», обеспеченная теми же нефтью и газком?

Top.Mail.Ru