Skip to content Skip to footer

Самолёты иногда рождаются внезапно. В 1940 году подводная блокада привела к перебоям в поставках колониальных товаров в Англию. Табака в том числе. И конструкторы фирмы «Уэстланд», вероятно, курили что-то другое. Иным путём трудно объяснить, зачем они отпилили у одномоторного вспомогательного самолёта Westland Lysander хвост и воткнули на его место вооруженную счетверённым пулемётом башню. А поскольку турель, — о! это была замечательная установка «Нэш», с моторчиком, британцы страшно гордились ею, — оказалась тяжеловата и перевешивала, под неё, не мудрствуя лукаво, «подложили» вторую пару крыльев с далеко разнесёнными вертикальными килями. Получилось очень смешно.

Самолёт закономерно вызвал сенсацию. Главным образом, благодаря тому что всё-таки летал, хотя все необходимые меры для предотвращения этого, казалось, были приняты. Однако, объяснить зачем они сделали, то что сделали, конструкторы затруднялись. В качестве истребителя, обладающее не убирающемся шасси и максимальной скоростью 360 км/ч чудо, очевидно, не годилось. Для использования в качестве штурмовика (четыре «браунинга» под британский 7.71-мм винтовочный патрон могли стрелять вниз) самолёт был недостаточно живуч. Взлётный вес 2640 кг в сочетании с двигателем мощностью всего 890 л.с. и высоким лобовым сопротивлением не позволяли защитить машину бронёй и подвесить к ней бомбы.

На этом рассказ можно было бы прекратить, если бы Wendower появился на пустом месте. Но отнюдь. Самолёт являлся развитием идеи. Ибо ещё в декабре 1939 англичане приняли на вооружение истребитель Boulton Paul Defiant — “Дерзкий“. С той же самой турелью. Это была изумительная турель. Ни у кого в мире не было такой, — сразу с четырьмя пулемётами и с моторчиком! Никто даже не понимал, зачем она такая нужна. По крайней мере, на истребителе.

В принципе, оборонительная турель, прикрывающая заднюю полусферу, встречалась на истребителях. Тяжёлых, двухмоторных. Но Defiant со всего одним мотором и взлётным весом 3770 кг на «тяжёлый истребитель» не тянул. И его поразительная турель, не имеющая аналогов в мире, оборонительной не являлась. Другого вооружения на истребителе, просто, не было. Таким образом, Defiant вообще не мог стрелять вперёд. Зато, поперёк своего курса, верх и назад — мог. И даже должен был стрелять. Истребитель же. В этом и заключалась идея.

Странные самолёты: Westland P.12 Wendover
Boulton Paul Defiant

Британцам идея казалась многообещающей. По крайней мере, в 1940 году Дефиэнты выпускались примерно такими же темпами, как Спитфайры и Харрикейны классической конструкции. Всего было произведено более 1000 штук. Конечно, башня была тяжеловатой для истребителя с двигателем мощностью 1030 л.с.. По этому, скорость машины не превышала 490 км/ч. Манёвренность, скороподъёмность… Не очень подходили «дерзкие» для перехвата. Дальность полёта, — 750 км, — кстати, тоже могла, считаться, максимум, удовлетворительной, но сопровождать бомбардировщики не позволяла. Но с другой стороны, манёвренность и скороподъёмность, вроде бы, и ни к чему. Башня же с моторчиком. Быстро крутится. Немец, сверху, сбоку, сзади — неважно.

Однако, у же летом-осенью 1940 года, в период ожесточённой «Битвы за Англию», испытывая острую нехватку истребителей, Дефиэнты британцы в их число уже не включали. Поскольку практика показала, что вооружения на этой машине вообще нет. Ведь, например, почему «турельный истребитель» не оборудовался хотя бы парой пулемётов для огня по курсу? Не только для экономии веса. Но и потому что, как турельный, в этом случае истребитель действовать бы не мог. По идее, пилот являлся лишь «водителем», доставлял стрелка на расстояние действенного огня к цели, после чего сохранял равномерное и прямолинейное движение, обеспечивая башнёру возможность стрелять прицельно. Имелись веские основания полагать, что пилот, у которого хоть какое-то оружие есть, обязательно попытается вести бой сам. А если он начнёт маневрировать, пытаясь поймать противника в прицел, огонь турели станет совершенно неэффективным.

На практике идея не работала, потому что не должна была работать. Турель хороша на тяжёлом бомбардировщике, который не может и не пытается уклоняться в воздушном бою от вражеского огня, а просто мрачно прёт к цели и отстреливается. В него попадают, и ладно. Он большой и живучий. Лёгкий бомбардировщик, а тем более одномоторный истребитель много попаданий не выдержит. Как следствие, попав под обстрел, начнёт метаться, уворачиваясь от трасс. В такой ситуации стрельба турелей становится не прицельной и может оказывать лишь устрашающее воздействие на неопытного противника.

…И, да. Была же ещё одна проблема. Под хвостом у Дефиэнта оказывалась «мёртвая зона». Имеющие подавляющее преимущество в скорости и манёвре «Мессеры» могли, в принципе, заходить откуда угодно. Но угодно им было заходить именно сзади снизу. Бесхвостый Wendower представлял собой концепт турельного истребителя, способного защищаться при атаке с этого направления.

>>>> Продолжение

Новые публикации также можно увидеть на Дзен-канале

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top.Mail.Ru